Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования– нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Содержание образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования (далее –Программа) разработана согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, (Стандарт).
Образовательный процесс осуществляется с позиции личностно-ориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация его природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
Содержание основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова включает в себя совокупность образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие личности каждого ребёнка, в различных видах деятельности:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие,
физическое развитие.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с позиции личностно-ориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация его природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
Содержание дошкольного образования в МАДОУ д/с «Пчёлка» определяется использованием модульного подхода к построению образовательного процесса и строится на принципах дифференциации и вариативности при освоении программного содержания по возрастам.
Особенностью организации образовательного процесса является учёт:
- оснащения развивающей предметно – пространственной среды;
- регионально-культурных традиций;
- регионально-климатических особенностей;
- демографических особенностей;
- материально – технической оснащённости;
В ДОУ организована квалифицированная коррекционно-развивающая работа. Сформированность ключевых характеристик развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики.
Формы проведения диагностики:
− Наблюдения за ребенком (в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и т.д.)
− Диагностические пробы, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров. В процессе диагностики педагогами заполняются карты развития на каждого воспитанника, включающие показатели сформированности ключевых характеристик развития.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Вывод: ДОУ функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Образовательная деятельность организована в соответствии с основными направлениями социально- экономического развития Российской Федерации, государственными стандартами в сфере образования.