Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально – техническая база, ресурсной обеспеченности учебно – воспитательного процесса:
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с позиции личностно-ориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация его природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
Содержание дошкольного образования в МАДОУ д/с «Пчёлка» определяется использованием модульного подхода к построению образовательного процесса и строится на принципах дифференциации и вариативности при освоении программного содержания по возрастам.
Особенностью организации образовательного процесса является учёт:
- оснащения развивающей предметно – пространственной среды;
- регионально-культурных традиций;
- регионально-климатических особенностей;
- демографических особенностей;
- материально – технической оснащённости;
В МАДОУ д/с «Пчёлка» составной частью методической службы является оснащение и пополнение материально – технической базы. Библиотечный фонд представлен научной и методической литературой по всем образовательным областям, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях, располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада.
Групповые комнаты оборудованы мебелью и игровым оборудованием в соответствии с контингентом воспитанников и требованиями СаНПиН. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Воспитатели активно работают по созданию игрового материала для пополнения игровых зон в соответствии с методическими рекомендациями. В группах созданы картотеки игр сюжетно – ролевых, строительных, театрализованных. Ведётся постоянная работа по ознакомлению родителей со значением игровой деятельности в жизни ребёнка через наглядно – информационный материал.
Работа всего персонала дошкольного учреждения направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Ежегодно МАДОУ д/с «Пчёлка» заключает договор на пополнение материально технической базы оборудованием, учебно - методическими пособиями.
Территория МАДОУ достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа имеет свой оборудованный прогулочный участок. Игровые площадки оборудованы теневыми навесами, игровым оборудованием в соответствии с возрастом детей. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы, имеется огород. В тёплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, исследовательской работы, организации труда в природе. Это создаёт благоприятные возможности для обогащения деятельности МАДОУ, расширяет спектр возможности общения и сотрудничества с педагогическими коллективами.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ:
мобильна, что способствует развитию игровой деятельности,
создана с учетом принципа интеграции образовательных областей,
строится с учетом возрастных особенностей детей, и полоролевой специфики контингента воспитанников.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция отвечают санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы, активизация двигательной активности ребёнка).
Информационные и технические средства в МАДОУ д/с «Пчёлка» включают:
- телевизор, компьютеры, ноутбук, принтеры, проектор мультимедиа,
Методический кабинет оборудован офисной мебелью, имеется компьютер и принтер, проектор, экран, колонки. Имеется в наличии учебно-методический комплект по всем возрастам к программе «От рождения до школы», который состоит из: методических книг, наглядно-дидактических пособий, хрестоматий. Учебно–методическое оборудование и оснащение пополняется в соответствии с требованием обеспечения методического кабинета. Приобретены ряд наглядно - дидактических пособий, входящих в комплект программы «От рождения до школы. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов, имеется подключение к сети Интернет. Кабинет достаточно оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Библиотека педагогической, справочной и детской литературы; видеотека; фонотека; копилка педагогического опыта коллектива; необходимый демонстрационный, раздаточный, иллюстрационный, наглядный материал для работы на занятиях, уроках и вне их; изделия народных промыслов; скульптуры малых форм; оргтехника.
Музыкальный зал Создание условий для музыкально-ритмической деятельности. Занятия по музыке, досуги и развлечения, утренники, праздники, открытые занятия.
Театрализованные встречи, театральная студия, хореография, синтез искусств. Педсоветы, семинары. Родительские собрания и др. мероприятия для родителей. Оборудование: музыкальный центр с микрофоном, фортепьяно, музыкальные инструменты, телевизор, библиотека методической литературы, сборники нот, наглядные материалы. ТСО. В костюмерной хранятся различные виды театров, детские и взрослые костюмы к праздникам и развлечениям в ДОУ.
Групповое помещение: игровая комната, приемная, умывальная комната, туалетная комната . Занятия воспитателей, игровая деятельность детей. Фронтальные занятия специалистов. Информационно-просветительская работа с родителями. Необходимое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей; уголки развивающих игр: уголок природы, уголок творчества, уголок конструирования, уголок для девочек, уголок для мальчиков, уголки для самостоятельной продуктивной деятельности; физкультурные уголки; книжные уголки и библиотеки, материалы для театральной деятельности.
В групповых комнатах имеются, магнитофоны для использования в различных видах деятельности с детьми. Информационный уголок, выставки детского творчества.
Спальное помещение. Отдых детей. Гимнастика после сна. Оборудование: спальная мебель. Физ. оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка; массажные коврики и мячи; резиновые кольца и кубики.
Спортивная площадка, расположена на территории учреждения в доступном для детей месте. Обеспечение безопасных условий для спортивных, и подвижных игр на участке, природоведческой деятельности, занятий, досуга, праздников.
Оборудование: гимнастические брёвна, яма для прыжков, дорожка здоровья. Выносной инвентарь: дуги, самокаты, мячи, кегли и др.
Площадки для прогулки Прогулка, занятия на улице по ФИЗО, игры.
Спортивный зал Занятия, спортивные праздники, развлечения. Спортивный зал оснащён музыкальным центром, фортепьяно и спортивным инвентарём: мячи различных размеров, обручи, кегли, маты, гимнастические палки, лыжи, клюшки, санки.
Коридоры Экскурсии, занятия. Выставка изделий народно-прикладного искусства. Оформлены сочетанием привычных и неординарных элементов (народное творчество) в эстетической организации среды. Галерея детского творчества Экспозиция картин, детских работ, творческих работ педагогов, детей, родителей.
Оборудование дошкольного учреждения осуществляется как за счет бюджетных средств, так и на добровольные пожертвования родительской общественности.
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет учителя -логопеда, педагога- психолога
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал
Комната старины. Изба.
Наличие оборудованных библиотек
В методическом кабинете расположена библиотека для педагогов, родителей и детей
В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов, имеется подключение к сети Интернет. Кабинет достаточно оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Библиотека педагогической, справочной и детской литературы; видеотека; фонотека; копилка педагогического опыта коллектива; необходимый демонстрационный, раздаточный, иллюстрационный, наглядный материал для работы на занятиях, уроках и вне их; изделия народных промыслов; скульптуры малых форм; оргтехника. В каждой группе оборудован уголок для чтения, библиотека художественной и методической литературы.
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивная площадка, спортивный зал, и спортивные уголки
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В групповых помещениях оборудованы учебные и игровые зоны в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, в соответствии с действующим СанПиН. А также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об обеспечении доступа в здания МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
⦁ В детском саду имеются тактильные плитки, организована тактильная дорожка для передвижения инвалидов. Установлена Табличка Брайля, для определения маршрута передвижения инвалида по зрению.
Доступ к кабинетам администрации, медицинскому кабинету, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
⦁ Конструктивные особенности зданий и помещений МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
⦁ Для обеспечения безопасности МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова заключен договор с вневедомственной охраной (введена в действие «тревожная кнопка»), установлены пожарная сигнализация (договор с «Пульс – С») и система "Стрелец-мониторинг".
⦁ Пути возможной эвакуации оборудованы световыми табло «Выход».
⦁ В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, гимнастические палки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Имеющееся оборудование может применяться для работы с детьми инвалидами и лицами ОВЗ. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.
⦁ В образовательной деятельности детского сада используются средства обучения, предназначенные в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно- образовательных задач в оптимальных условиях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Специального оборудования с доступом к информационным системам и информационно-телекамуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ОВЗ нет. Но при необходимости с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОО организуется дистанционное обучение с использованием платформы «Сферум». Занятия соответствуют нормам СанПиН и Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи» и могут проводится с детьми от 5 лет.
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, (музыкальная установка ноутбук, пианино, колонка).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Организационно-нормативные требования
к специальным условиям для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам на основании документов:
- Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006года;
- Федерального закона от 24.12.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2012 №626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг для инвалидов и других малоподвижных групп населения»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи».
Инвалиды с нарушением интеллекта Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата Инвалиды с нарушением зрения Инвалиды с нарушением слуха Инвалиды на кресле коляске
Обеспечение доступа в здания МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова инвалидов и лиц с ОВЗ.
Состояние доступности МАДОУ д/с «Пчёлка» г. Балашова для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент оценивается как частично доступное, избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью), что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте всех категорий инвалидов (например, для лиц в инвалидных колясках).